Семиотическое прочтение стихотворения Олжаса Сулейменова "Хромой кулан"

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2024-3-2-39-55

Ключевые слова:

Олжас Сулейменов, хромой кулан, гиперзнак, аллюзия, транскультурность, культурно-семиотический подход

Аннотация

Выбор темы статьи обусловлен возрастающим интересом к исследованию поэтических текстов в свете современных лингвистических теорий. К числу таких теорий относится и семиотика языка, рассматривающая поэтический текст как бесконечный код. Поскольку семиотизация поэтического текста является элементом семиотизации культуры, актуальным представляется исследование творчества транскультурных поэтов Казахстана с точки зрения науки о знаках. В данной статье рассматривается семиотический аспект стихотворения Олжаса Сулейменова «Хромой кулан». Авторами предлагается собственный алгоритм семиотического анализа поэтического текста, разработанный на основе методики Ю. Лотмана и дополненной Е.М. Пальвановой. Большое внимание уделяется основному приему передачи авторской идеи – аллюзии. Содержащиеся в стихотворении аллюзии рассматриваются как гиперзнаки, представляющие собой сложные семиотические цепочки означающих и означаемых. Также проведен компонентный анализ доминирующих в тексте стихотворения языковых знаков с целью выяснения места знака «хромой кулан» в общеязыковой картине мира и поэтической картине мира Сулейменова. Кроме того, культурно-семиотический подход позволил исследовать проявления транскультурности, встречающиеся на внутри- и внешнетекстовом уровнях анализируемого стихотворения.

77 | 16

Загрузки

Опубликован

14.06.2024

Как цитировать

[1]
Дерунова, Е. и Темиргазина, З. 2024. Семиотическое прочтение стихотворения Олжаса Сулейменова "Хромой кулан". Язык и литература: теория и практика. 2 (июн. 2024), 39–55. DOI:https://doi.org/10.52301/2957-5567-2024-3-2-39-55.

Выпуск

Раздел

Языкознание и литературоведение

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)