КОМПОЗИТЫ-ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ Д. НАКИПОВА: ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ СЕМИОТИКА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-104-115

Ключевые слова:

транскультурность, Д. Накипов, «Круг пепла», окказиональное словотворчество, композиты, глагольные сериальные конструкции

Аннотация

В статье анализируется художественно-эстетическая роль окказиональных сложных глаголов, графически оформленных с помощью дефиса, в авторском стиле романа Дюсенбека Накипова «Круг пепла». Выявлено, что глагольные композиты служат созданию многоплановых, экспрессивно насыщенных образов событий. На соединение глаголов в едином композите в русском тексте романа повлияли морфологические особенности казахского языка, для которого типично функционирование глагольных сложных или аналитических конструкций, выполняющих единую синтаксическую функцию и обозначающих «единое событие». Это отражает транскультурность художественного мировоззрения автора. Метод компонентного анализа семантики композитов позволяет установить общие семы в глагольных компонентах. Установлено, что между элементами композита возникают паратаксические отношения: последовательность, одновременность действий. Один из элементов композита может нести на себе основную смысловую нагрузку, придавая событию экспрессивность, усиливая тем самым воздействие на читателя. Функционирование глагольных композитов-окказионализмов в тексте Накипова создает уникальный синтаксис текста, особый ритм и интонационную структуру, передавая взаимодействие различных семиотических систем: музыки, хореографии, вербальных знаков. Использование глагольных композитов в художественном стиле Накипова относится к уникальным авторским транскультурным приемам.

8 | 9

Загрузки

Опубликован

15.06.2025

Как цитировать

Темиргазина, З., & Мельничук, Ю. (2025). КОМПОЗИТЫ-ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ Д. НАКИПОВА: ТРАНСКУЛЬТУРНАЯ СЕМИОТИКА. Язык и литература: теория и практика, 4(2), 104–115. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-104-115

Выпуск

Раздел

Языкознание и литературоведение