Хронотоп как средство создания психологизма (на материале рассказа М. Ауэзова «Сирота»)

Авторы

  • Екатерина Гаранина Павлодарский педагогический университет

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-2-6-13

Ключевые слова:

рассказ, хронотоп, психологизм, антитеза, реальное и фантастическое художественное пространство

Аннотация

В статье рассматриваются художественное время и пространство в рассказе Мухтара Ауэзова «Сирота» (в переводе В. Дубинцевой и Н. Гордеевой). В изучаемом рассказе хронотоп служит важным средством создания психологизма. Система пространственных и временных отношений в рассказе организована через ряд антитез: «своё – чужое», «обжитое – необжитое», «степь – аул», «реальное – фантастическое», «день – ночь», «свет – тьма». Особенности художественного пространства рассказа уходят корнями в устное народное творчество, но парадоксально переосмысляются. Трансформация художественного пространства связана с движением времени: от света к тьме, от реального к фантастическому. Система пейзажей и художественных деталей в рассказе выстроены так, что она работает на изображение сиротства как центральной психологической характеристики главного героя. Рассказ представляет собой образец того, как предельно лаконичными средствами можно добиться сильного и глубокого эмоционального эффекта.          

163 | 135

Загрузки

Опубликован

06.04.2023

Как цитировать

[1]
Гаранина, Е. 2023. Хронотоп как средство создания психологизма (на материале рассказа М. Ауэзова «Сирота»). Язык и литература: теория и практика. 2 (апр. 2023), 9–16. DOI:https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-2-6-13.