Хронотоп как средство создания психологизма (на материале рассказа М. Ауэзова «Сирота»)
DOI:
https://doi.org/10.52301/2957-5567-2023-2-6-13Ключевые слова:
рассказ, хронотоп, психологизм, антитеза, реальное и фантастическое художественное пространствоАннотация
В статье рассматриваются художественное время и пространство в рассказе Мухтара Ауэзова «Сирота» (в переводе В. Дубинцевой и Н. Гордеевой). В изучаемом рассказе хронотоп служит важным средством создания психологизма. Система пространственных и временных отношений в рассказе организована через ряд антитез: «своё – чужое», «обжитое – необжитое», «степь – аул», «реальное – фантастическое», «день – ночь», «свет – тьма». Особенности художественного пространства рассказа уходят корнями в устное народное творчество, но парадоксально переосмысляются. Трансформация художественного пространства связана с движением времени: от света к тьме, от реального к фантастическому. Система пейзажей и художественных деталей в рассказе выстроены так, что она работает на изображение сиротства как центральной психологической характеристики главного героя. Рассказ представляет собой образец того, как предельно лаконичными средствами можно добиться сильного и глубокого эмоционального эффекта.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2023 Язык и литература: теория и практика
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/deed.ru