ПРОЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-4-109-124

Ключевые слова:

проектная деятельность, исторический комментарий, этимологический анализ, орнитонимы

Аннотация

Модернизация образовательного пространства высшей школы направлена на формирование у обучающихся информационных навыков, критического и творческого мышления, коммуникации и сотрудничества. Традиционные лекции, семинары интегрируются в интеллектуальные технологии в контексте студентоориентированного подхода, ориентирующего студентов на самостоятельное усвоение материала и приобретение знаний.

Авторы определяют актуальность исследования многоуровневым подходом к освоению дисциплины «Историческое комментирование фактов русского языка» в рамках инновационной образовательной программы 6В01708 «Русский язык и литература в школах с русским и нерусским языками обучения» (IP). Целью статьи является этимологическое исследование лексико-семантической группы слов-орнитонимов как особой формы реализации СРО через проектную деятельность.

Практическая значимость работы заключается в применении знания основных этапов становления русского языка на протяжении исторического развития, его места в мировой культуре и науке. Полученные результаты показали, что проведение комплексного сравнительно-исторического анализа фактов русского языка на разных уровнях позволяет видеть состояние современного русского языка изнутри, способствует развитию креативности обучающихся, расширяет их лингвокультурологичекий кругозор. Выводы исследования подчеркивают необходимость привлечения исторических сведений, объясняющих внутреннюю логику и обусловленность языковых явлений разного уровня.

Библиографические ссылки

Абзулдинова Г.К., Чойдон З. Ключевые слова как структурный и смысловой элемент текста научных проектов школьников // Тіл және әдебиет: теориясы мен тәжірибесі / Language and Literature: Theory and Practice / Язык и литература:теория и практика. 2024. Т. 3. № 3. С. 82–92. URL: https://yazlit.ppu.edu.kz/index.php/new/article/view/231/96 (дата обращения: 25.07.2025)

Жунусова Ж.Н. Формирование исследовательских умений учащихся на материале прецедентных текстов // Тіл және әдебиет: теориясы мен тәжірибесі / Language and Literature: Theory and Practice / Язык и литература: теория и практика. 2022. № 3. С. 81–98. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2022-3-81-98

Ковшарь А.Ф. Мир птиц Казахстана. Алма-Ата: Мектеп, 1988. 272 с.

Куздыбаева A.A., Утельбаева Г.У., Массалимов А.С. Реализация системнодеятельностного подхода в подготовке будущих филологов // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия Филологические науки. 2023. №2(69). С. 285–296. https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.69.2.019

Мурзатаева А.Т., Матбек Н.К. Использование метода критического мышления на уроках литературы // Известия КазУМОиМЯ имени Абылай хана. Серия Филологические науки. 2022. №3. С. 293–305. URL: https://bulletin-philology.ablaikhan.kz/index.php/j1/ article/view/518/174 (дата обращения: 22.06.2025)

Нарожная В.Д., Кадеева М.И., Димова Л.А. Историческое комментирование фактов русского языка. Электронный учебник. Шымкент: ЮКПУ, 2025. URL: https://ikfrya.tilda.ws/members/login?secret=unlockall (дата обращения: 22.06.2025)

Таукебаева Р.Б. Метод проектов как способ организации и активизации самостоятельной работы обучающихся // Известия МКТУ имени А. Ясави. Серия Филология. 2023. №1. С. 225–236. https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.19

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: [В 4 т.] / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. 2-е изд., стер. Москва: Прогресс, 1987. 864 с.

Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: [В 2 т.]. 3-е изд., стер. Москва: Русский язык, 1999 / Т. 1: Пантомима. 624 с.; Т. 2: Панцирь-Ящур. 560 с.

Шанский Н.М. Этимологический онлайн-словарь русского языка. 3-е изд., испр. Москва: Дрофа, 2004. 399 с.

Hartman, Douglas K. (2024). On the effective and ethical use of AI. Bulletin of Ablai Khan KazUIRandWL. Series “Philological Sciences”, 4, 399–409. https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.026

Pitirimova, T.V. & Bogdanova, A.A. (2023). English medium instruction in higher education institutions: principles, criteria and challenges. Bulletin of Ablai Khan KazUIRandWL. Series “Philological Sciences”, 3, 395–410. https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.026

Abzuldinova, G.K., & Choidon, Z. (2024). Kliuchevye slova kak strukturnyy i smyslovoy element teksta nauchnykh proektov shkolnikov. [Keywords as a structural and meaning element of the text of schoolchildren’s scientific projects]. Til jäne ädebïet: teorïyası men täjirïbesi / Language and Literature: Theory and Practice, 3, 82–92. (in Russ.)

Chernykh, P.Ia. (1999). Istoriko-etimologicheskii slovar sovremennogo russkogo yazyka (Vols. 1–2, 3rd ed.). Moskva: Russkiy yazyk. (in Russ.).

Fasmer, M. (1987). Ehtimologicheskij slovar' russkogo yazyka: [Vols. 1–4; 2nd ed.] / Per. s nem. i dop. O.N. Trubacheva. 2-e izd., ster. Moskva: Progress, 864. (in Russ.).

Hartman, D.K. (2024). On the effective and ethical use of AI. Izvestiia KazUIR&WL imeni Ablaia Khana. Seriia Filologicheskie nauki, 4, 399–409. https://doi.org/10.48371/PHILS.2024.4.75.026

Zhunusova, Zh.N. (2022). Formirovanie issledovatelskikh umenii uchashchikhsia na materiale pretsedentnykh tekstov. [The formation of schoolchildren research skills on the basis of the precedent texts]. Til jäne ädebïet: teorïyası men täjirïbesi / Language and Literature: Theory and Practice, 3, 81–98. (in Russ.). https://doi.org/10.52301/2957-5567-2022-3-81-98

Kovshar, A.F. (1988). Mir ptits Kazakhstana. Almaty: Mektep. (in Russ.).

Kuzdybaeva, A.A., Utelbaeva, G.U., & Massalimov, A.S. (2023). Realizatsiia sistemnodeiatelnostnogo podkhoda v podgotovke budushchikh filologov. [Implementation of a system-activity approach in teaching future philologists]. Izvestiia KazUIR&WL imeni Ablaikhana. Seriia Filologicheskie nauki, 69(2), 285–296. (in Russ.). https://doi.org/10.48371/PHILS. 2023.69.2.019

Murzataeva, A.T., & Matbek, N.K. (2022). Ispolzovanie metoda kriticheskogo myshleniia na urokakh literatury. [Using of critical thinking methods at the lessons of literature]. Izvestiia KazUIR&WL imeni Ablaia Khana. Seriia Filologicheskie nauki, 3, 293–305. (in Russ.). https://bulletin-philology.ablaikhan.kz/index.php/j1/article/view/518/174

Narozhnaia, V.D., Kadeeva, M.I., & Dimova, L.A. (2025). Istoricheskoe kommentirovanie faktov russkogo iazyka: Elektronnyi uchebnik. Shymkent: YUKPU. Retrieved 12 July 2025 from https://ikfrya.tilda.ws/members/login?secret=unlockall (in Russ.).

Pitirimova, T.V., & Bogdanova, A.A. (2023). English medium instruction in higher education institutions: Principles, criteria and challenges. Izvestiia KazUIR&WL imeni Ablaia Khana. Seriia Filologicheskie nauki, 3, 395–410. https://doi.org/10.48371/PHILS.2023.70.3.026

Shanskii, N.M. (2004). Etimologicheskii onlain-slovar russkogo iazyka (3rd ed., rev.). Moskva: Drofa. (in Russ.).

Taukebaeva, R.B. (2023). Metod proektov kak sposob organizatsii i aktivizatsii samostoiatelnoi raboty obuchaiushchikhsia. [The Method of Project as a Way of Organizing and Activating the Students’ self-work]. Izvestiia MKTU imeni A. Iasavi. Seriia Filologiia, 1, 225–236. (in Russ.). https://doi.org/10.47526/2023-1/2664-0686.19

0 | 10

Загрузки

Опубликован

10.12.2025

Как цитировать

Нарожная, В., & Кадеева, М. (2025). ПРОЕКТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ. Язык и литература: теория и практика, 4(4), 113–128. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-4-109-124

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языка и литературы