ОБЛОЖКА УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЗНАК И ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2024-3-4-85-98

Ключевые слова:

обложка, претекст, визуальная семиотика, учебник русского языка

Аннотация

Визуальная семиотика обложки учебника русского языка играет важную роль в формировании отношения учащихся к учебному предмету и мотивации к обучению. Авторы подчеркивают, что обложка выполняет три основные функции: идентификационную, мотивационную и катафорическую, влияя на вовлеченность учащихся в учебный процесс и формируя их отношение к учебному предмету. В исследовании был проведен анализ визуальных и текстовых элементов обложек казахстанских учебников, разработана их типология, а также проведен эксперимент с участием школьников и учителей. Полученные результаты показали, что наиболее эффективны обложки, поликод которых содержит тематические символы, вербальные и визуальные анонсы. Учителя отдают предпочтение традиционным текстовым элементам, в то время как учащиеся оценивают яркие и динамичные изображения с мотивирующими элементами. Выводы исследования подчеркивают необходимость учитывать когнитивные особенности современных школьников при разработке обложек, интегрируя национальную айдентику, интерактивные элементы и современные технологии. Практическая значимость работы заключается в рекомендациях для издателей, которые направлены на повышение образовательного и мотивационного потенциала учебников. 

Библиографические ссылки

Held, Gudrun. (2005). Magazine Covers – A Multimodal Pretext-Genre. Folia Linguistica - FOLIA LINGUIST. 39. 173-196. 10.1515/flin.2005.39.1-2.173.

Moldasheva, U., & Мedeubek S. (2021). Исследования дизайна обложки книги в национальном стиле. Серия Журналистики, 59(1), 53–62. https://doi.org/10.26577/HJ.2021.v59.i1.06

Rollins, Holly. “A Conjoint Analysis of the Value of Book Covers in E-Book Buying Decisions.” Rochester Institute of Technology, 2014, pp. 14–18.

Безрогов В.Г. Представление непредставимого: Бог и обложка учебной книги // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2020. Вып. 57. С. 25–53. DOI: 10.15382/sturIV202057.25-53

Матулевич Т.Г. КРЕОЛИЗОВАННЫЙ АНОНС НА ОБЛОЖКЕ ЖУРНАЛА The Economist // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2017. - Т. 8. - №4. - C. 838-846. doi: 10.22363/2313-2299-2017-8-4-838-846

Склярова Т. В., Агеева А. В. Методологические основы исследования учебных пособий для начального православного образования детей // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 47. С. 11–17.

Шаклеин В.М. Креолизованный текст в СМИ: принципы эффективного декодирования / В.М. Шаклеин, М.А. Белова, С.С. Микова // Вопросы теории и практики журналистики. — 2019. — Т. 8, № 1. — С. 147–163. — DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(1).147-163.

Шалифова, О. Н. Семиотический подход к интерпретации обложек британского политико-экономического еженедельника “The Economist” / О. Н. Шалифова, А. М. Клюшина, В. М. Волова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т. 13. — № 3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/28FLSK322.pdf

16 | 18

Загрузки

Опубликован

10.12.2024

Как цитировать

[1]
Дерунова, Е. и Темиргазина, З. 2024. ОБЛОЖКА УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ЗНАК И ВИЗУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ. Язык и литература: теория и практика. 4 (дек. 2024), 85–98. DOI:https://doi.org/10.52301/2957-5567-2024-3-4-85-98.

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языков и литературы