СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-116-128

Ключевые слова:

русский язык как второй, билингвальное образование, социокультурная компетенция, семиотическая трансформация, цифровые платформы

Аннотация

Статья посвящена исследованию применения метода семиотической трансформации для формирования социокультурной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в школах с казахским языком обучения. В условиях билингвального образования авторы рассматривают семиотическую трансформацию как способ интеграции различных знаковых систем – вербальных, визуальных и мультимодальных – в учебный процесс. Методический эксперимент, проведенный в 5-х классах, включал создание мультимодальных продуктов: интеллект-карт, цифровых книг, комиксов, визуальных проектов и сценариев межкультурного взаимодействия. Обучение сопровождалось использованием цифровых платформ Miro, Pixton и StoryJumper, что обеспечило визуализацию культурных смыслов и вовлечение учащихся в диалог с изучаемой культурой. Семиотическая трансформация реализовывалась в заданиях по интерпретации иллюстраций, созданию маршрутов и озвучиванию мультфильмов. Такие задания стимулировали личностную рефлексию, межкультурное воображение и активное участие в образовательном процессе. Представленный в статье подход подтвердил свою эффективность как метод обучения, соответствующий когнитивным и эмоциональным особенностям современного поколения, ориентированного на визуальное восприятие и цифровые технологии. Методика может быть рекомендована для внедрения в учебную практику в целях повышения качества образования и формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых для жизни в поликультурном обществе.

Библиографические ссылки

Верещагин Е.М., Костомаров Ю.Н. Язык и культура: три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих тактик и сапиентемы. Москва: Директ-Медиа, 2014. 510 с.

Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры / сост., общ. ред. и вступ. статьи А. В. Гулыш, Г. В. Рамишвили. Москва: Прогресс, 1985. 451 с.

Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: лекционный курс. Москва: Гнозис, 2002. 284 с.

Люрья Н.А. Семиотическая диагностика: методология измерения эффективности трансформаций в образовании // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 11. С. 122–127. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-11-122-127

Щукин А.Н., Фролова Г.М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика». Москва: Академия, 2015. 287 с.

Atygayeva, Zh., & Temirgazina, Z. (2024). Methods of forming components of sociocultural competence in the study of Russian as a non-native language. Til jäne ädebïet: teorïyası men täjirïbesi / Yazyk i literatura: teoriya i praktika, 3(2), 94–114. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2024-3-2-94-114

Constantinidou, D.A. (2023). Language education, digital citizenship, and Juri Lotman’s semiosphere. Digital Age in Semiotics & Communication, 6, 173–184. https://doi.org/10.33919/dasc.23.6.9

Domke, L.M., May, L.A., Cerrato, M.A., Sanders, E.H., Kung, M., & Bingham, G.E. (2024). How dual language bilingual education preservice teachers draw upon and develop students’ sociocultural competence. Foreign Language Annals, 57(3), 797–817. https://doi.org/10.1111/flan.12744

Jakobson, R. (1959). On linguistic aspects of translation. In R. A. Brower (Ed.), On Translation (pp. 232–239). Harvard University Press.

Khouni, O., & Boudjelal, A. (2019). Introducing the target language culture to EFL learners to enhance sociocultural competence. Arab World English Journal (AWEJ), 10(3). https://doi.org/10.2139/ssrn.3466046

McCrindle, M., Fell, A., & Buckerfield, S. (2021). Generation Alpha: Understanding our children and helping them thrive. Headline.

Mickan, P. (2017). Text-based research and teaching from a social semiotic perspective: Transformative research and pedagogy. In P. Mickan & E. Lopez (Eds.), Text-based research and teaching (pp. 15–35). Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/978-1-137-59849-3_2

Sapir, E. (1921). Language: An introduction to the study of speech. Harcourt, Brace.

Temirgazina, Z., Albekova, A., & Kurmanova, Z. (2021). One more time about the heart: Naive anatomy in the Kazakh language in comparison with Russian and English. Przegląd Wschodnioeuropejski, 12(2), 459–475. https://doi.org/10.31648/pw.6876

Whorf, B. L. (1956). Language, thought, and reality: Selected writings of Benjamin Lee Whorf (J. B. Carroll, Ed.). MIT Press.

0 | 0

Загрузки

Опубликован

15.06.2025

Как цитировать

Атыгаева, Ж., & Тлеулесова, А. (2025). СЕМИОТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. Язык и литература: теория и практика, 4(2), 116–128. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-116-128

Выпуск

Раздел

Методика преподавания языков и литературы