ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-89-103

Ключевые слова:

социолингвистическая компетенция, Казахстан, языковая политика, статус языка, студенты технических специальностей, социолингвистический словарь.

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем формирования социолингвистической компетенции у студентов технических университетов при обучении русскому языку с использованием социолингвистических словарей. Дается определение социолингвистической компетенции как важного компонента в компетентностной модели будущих специалистов. Основное внимание в статье уделяется результатам, указывающим на уровень сформированности социолингвистической компетенции студентов. Исследование опирается на анкетирование 266 студентов технических специальностей, изучающих русский язык как неродной на 1-м, 2-м курсах. Вопросы носили открытый характер и были нацелены на выявление знаний студентов о значимых понятиях и фактах социолингвистического характера: о статусе казахского языка в Казахстане, русского языка, о терминах «языковая политика», «языковая ситуация», об образовательной политике в области полиязычия. Студенты в большей степени продемонстрировали владение знаниями о статусе языков, о важных понятиях социолингвистики, о политике полиязычия в образовании. Тем не менее опрос показал, что на занятиях недостаточно используется социолингвистический словарь как дополнительный учебный материал. Его использование будет повышать социолингвистическую компетенцию студентов. Проведенный нами анализ «Типовой программы по русскому языку» для вузовского образования демонстрирует, что в темах занятий заложены потенциальные возможности для повышения социолингвистической компетенции студентов нефилологических, технических специальностей путем разработки заданий, основанных на использовании лексикографических источниках. Авторы подчеркивают значение полученных в результате анкетирования среди студентов технического вуза данных, которые способны улучшить процесс обучения русскому языку и образовательные программы в мультикультурном контексте Казахстана. 

Биография автора

Н.Ж. Шаймерденова, Казахский национальный университет имени аль-Фараби

Нурсулу Жамалбековна Шаймерденова, доктор филологических наук, профессор, Казахский национальный университет имени аль-Фараби, г. Алматы, Казахстан. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2830-8336

Библиографические ссылки

Нурахынова, А. С., & Шаймерденова, Н. Ж. (2025). Формирование социолингвистической компетенции студентов при изучении русского языка. Язык и литература: теория и практика, Х(Х), XX–XX. https://doi.org/

0 | 0

Загрузки

Опубликован

15.06.2025

Как цитировать

Нурахынова, А., & Шаймерденова, Н. (2025). ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Язык и литература: теория и практика, 4(2), 89–103. https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-89-103

Выпуск

Раздел

Языкознание и литературоведение