ТРИКСТЕРЛЕРДІҢ ӘЗІЛІ МЕН ДАНАЛЫҒЫ. МӘДЕНИ-ТАРИХИ ТИПТЕР: ТИЛЬ УЛЕНШПИГЕЛЬ ЖӘНЕ АЛДАР КӨСЕ
DOI:
https://doi.org/10.52301/2957-5567-2025-4-2-60-75Кілт сөздер:
Тиль Уленшпигель, Алдар Көсе, трикстер, пранкстер, әзіл, даналық, мәдени-тарихи типтерАңдатпа
Бұл мақалада екі түрлі трикстердің – Тиль Уленшпигель мен Алдар Көсенің салыстырмалы талдауы жүргізіледі, олар неміс тілінде сөйлейтін мәдени кеңістікте және қазақ мәдениетінде терең тамырлары бар. Тиль Уленшпигель трикстер мен пранкстердің қасиеттерін үйлестіретін мінезге ие; ол тек қана әзіл үшін әзілдейді, ал Алдар Көсе, «алдаушылардың алдаушысы» ретінде, әділдік үшін трикстер болып табылады. Екі кейіпкер де түрлі даналық бағыттарын білдіреді: гносеологиялық (Уленшпигель) немесе этикалық (Алдар Көсе). Олардың әрбір әзілінде орталық орын алатын әртүрлі құндылықтар бар: еркіндік (Уленшпигель) және әділдік (Алдар Көсе).
Библиографические ссылки
Абилова Б., Шеина В.Н., Полтушева Г.Я. Алдар-Косе и Робин Гуд: сравнительная характеристика образов двух народных героев // Проба пера. Гуманитарные науки. Новосибирск, 2012. URL: https://sibac.info/shcoolconf/hum/i/29418 (дата обращения: 14.01.2025).
Воркачев С.Г. Lumen naturale: аксиология интеллекта в языке. Краснодар: КубГТУ, 2016. 296 с.
Гаврилов Д.А. Трикстер в период социо-культурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин // Experimentum–2005. Сб. научных статей философского ф-та МГУ. Москва: Социально-политическая мысль, 2006. С. 166–178. URL: http://sociokosmos.ru/Gavrilov/yggeld05.pdf (дата обращения: 30.01.2025).
Гаврилов Д.А. Трюкач. Лицедей. Игрок. Образ трикстера в евроазиатском фольклоре. Москва: Ганга, ИЦ «Слава!», 2009. 288 с.
Жаринов Н.Е. Мифологическая пара «сакральное» и «насилие» как близкая мифологической паре «герой» – «трикстер» в антропологии и теории повествования // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Языкознание и литературоведение. Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ. 2015. Вып. 23 (734). С. 98–108.
Норман Б., Куссе Х. Лингвистика в саду. Введение в теорию семантической инвариантности. Екатеринбург. Москва: Кабинетный ученый, 2018. 194 с.
Карасик В.И., Куссе Х., Токатова Л.И. Язык(и) мудрости. Павлодар: ППУ, 2023. 290 с.
Кёстнер Э. Тиль Уленшпигель. С иллюстрациями Вальтера Триера. Пер. А. Ярина. Москва: Мелик-Пашаев, 2012. 64 с.
Кузембайулы А., Абиль Е. История Казахстана. Учебник для высших учебных заведений. 8-е издание, переработанное и дополненное. Костанай: Костанайский региональный институт исторических исследований, 2006. 350 с.
Куссе Х. Язык(-и) мудрости в XX и XXI веках // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2021. Вып. 6 (848). С. 242–253. https://doi.org/ 10.52070/2542-2197_2021_6_848_242
Куссе Х. Языки мудрости. Типология и примеры из разных времен и культур // Мудрость и язык. Лингвистические подходы. Избранные материалы конференции «Языки мудрости» Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана 2–3 февраля 2023 года. Сборник в честь 70‐летия Владимира Ильича Карасика. Berlin: Peter Lang, 2024. C. 11–20.
Лихачев Д.С. Письма о добром. М: Наука. Санкт-Петербург: LOGOS, 2006. 316 с.
Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К., Койгелдиев М.К., Калиева Е.Т., Далаева Т.Т. История Казахстана. Учебник для 10 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразоват. шк. 2-е изд., переработанное, дополненное. Алматы: Мектеп, 2010. 240 с.
Токатова Л.Е. Если для торжества справедливости нужно скрыть правду, то и ложь становится правдой (практическая мудрость от Алдара-Косе) // Мудрость и язык. Лингвистические подходы. Избранные материалы конференции «Языки мудрости» Павлодарский педагогический университет им. А. Маргулана 2–3 февраля 2023 года. Сборник в честь 70‐летия Владимира Ильича Карасика. Berlin: Peter Lang, 2024. C. 41–50.
Arendt, D. (1978). Eulenspiegel – ein Narrenspiegel der Gesellschaft. Stuttgart: Klett-Cotta. 170 p.
Boas, F. (1889). Introduction. In: James Alexander Teit, Traditions of the Thompson Indians of British Columbia. Boston/New York (The American Folklore Society), 1–18. https://archive.org/details/traditionsofthom00teit; https://open.library.ubc.ca/collections/bcbooks/items/1.0319224
Bollenbeck, G. (1985). Till Eulenspiegel. Der dauerhafte Schwankheld. Zum Verhältnis von Produktions- und Rezeptionsgeschichte. Stuttgart: Metzler Verlag. 345 p.
Bote, H. (2023). Ein kurzweiliges Buch von Till Eulenspiegel aus dem Lande Braunschweig: wie er sein Leben vollbracht hat; sechsundneunzig seiner Geschichten mit zeitgenössischen Illustrationen. Hrsg. von Siegfried H. Sichtermann. Frankfurt am Main: Insel Verlag (23. Auflage). 358 p.
Brinton, D.G. (1885). The Chief God of the Algonkins, in his Character as a Cheat and Liar. In: American Antiquarian and Oriental Journal, 137–139.
Dürrenmatt, F. (1986). Politik. Essays, Gedichte und Reden. (= Werkausgabe Bd. 28). Zürich: Diogenes Verlag. 197 p.
Honegger, P. (1973). Ulenspiegel. Ein Beitrag zur Druckgeschichte und zur Verfasserfrage. Neumünster: Verlag Karl Wachholtz. 149
Hyde, L. (2010). Trickster Makes This World: Mischief, Myth, and Art. New York: Farrar, Straus and Giroux. 434 p.
Kuße, H., Norman, B.J. (2022). Linguistik im Garten. Einführung in die Theorie der semantischen Invarianz. Berlin: Frank und Timme. 225 p.
Marzolph, U. (1996). Viel geliebt und oft verkannt. Zur Entstehung der populärsten Kristallisationsgestalt humoristischer Kurzprosa im islamischen Orient. In: Nasreddin Hodscha. 666 wahre Geschichten. Übersetzt und Herausgegeben von Ulrich Marzolph. München: Verlag C.H. Beck, 7–23.
Radin, P. (1954). Der Göttliche Schelm. Ein indianischer Mythen-Zyklus. Von Paul Radin, Karl Kerényi, C.G. Jung. Aus dem Englischen von Ilse Krämer. Zürich: Rhein-Verlag. 219 p.
Radin, P. (1956). The Trickster. A Study in American Indian Mythology. With commentaries by Karl Kerényi and C. G. Jung. New York: Bell Publishing. 211 p.
Sichtermann, S.H. (2023). Einleitung. In: Hermann Bote. Ein kurzweiliges Buch von Till Eulenspiegel aus dem Lande Braunschweig: wie er sein Leben vollbracht hat; sechsundneunzig seiner Geschichten mit zeitgenössischen Illustrationen. Hrsg. von Siegfried H. Sichtermann. Frankfurt am Main: Insel Verlag (23. Auflage), 9–23.
Szyjewski, A. (2020). In the Shadow of Trickster. Research Fields and Controversies in the Discourse on the Trickster Complex in the Studies of Myth. In: Studia Religiologica, 53(3), 163–179. https://doi:10.4467/20844077SR.20.012.12752
Weber, W. & I. (1983). Auf den Spuren des göttlichen Schelms. Bauformen des nordamerikanischen Indianermärchens und des europäischen Volksmärchens. Stuttgart-Bad Cannstatt: Friedrich Frommann Verlag. 176 p.
Williams, A. (2000). Tricksters and Pranksters: Roguery in French and German Literature of the Middle Ages and the Renaissance. Amsterdam. Atlanta: Rodopi. 236 p.
Wunderlich, W. (1984). Till Eulenspiegel. München: Fink. 144 p.
Wunderlich, W. (1989). Ein Schalk, wer Böses dabei denkt: Till Eulenspiegel. In: Wunderlich, Werner (Hrsg.), Literarische Symbolfiguren. Von Prometheus bis Švejk. Beiträge zu Tradition und Wandel. Bern und Stuttgart: Verlag Peter Haupt, 117–140.
Zöller, S. (1978). Der Schalk in der entfremdeten Gesellschaft. Dil Ulenspiegel als anachronistische Figur. In: Cramer, Thomas (Hrsg.), Till Eulenspiegel in Geschichte und Gegenwart. Bern: Verlag Peter Lang, 7–28.
Источники
Казахские народные сказки. В трех томах. Алматы: Жазушы, 1971. Т.1. 281 с. Т.2. 312 с.
Тиль Уленшпигель. Прекрасная Магелона. Фортунат. Тиль Уленшпигель. Немецкие народные книги / Пред. Б.И. Пуришева. Пер. Н.А. Москалевой, Р.В. Френкель. М.: Наука, 1986. 310 с. [электронный ресурс]
https://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/''Literaturnye_pamyatniki''_(seriya)/_LP_05._P-R_.html#0529
Загрузки
Жарияланды
Как цитировать
Журналдың саны
Бөлім
Лицензия
Copyright (c) 2025 Х. Куссе, Л.E. Токатова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/deed.en